Энергоэффективные
Битумные
Технологии
г. Москва, ул. Мытищинская 3-я, д.16, стр.5, ком.6
Меню
Заказать звонок
Поиск по сайту

К строительству дорожному подходы космические

image-2.jpgСтатья вышла в журнале Автомобильные дороги. №11, 2018

В День работников дорожного хозяйства мы встретились с Юрием Никулиным, заслуженным работником высшей школы, автором инновационных подходов к технологии подготовки и хранения битума, на счету которого более сотни патентов.

Юрий Яковлевич, ваше имя прочно ассоциируется с разработками в области дорожного строительства, но ведь большая часть биографии связана с другой сферой – космонавтикой, ракетными комплексами. Как удалось объединить столь далекие области?

– Действительно, в 1956 году я закончил Таганрогский радиотехнический институт. Тогда на приборостроительный факультет набрали 36 ребят. А в итоге кроме меня дипломы получили всего десять выпускников. Такие специалисты в любые времена востребованы. Нас всех сразу же пригласили на работы, связанные с производством ракетно-космической техники и ракетного оружия. Из Таганрога после выпуска переехал в Ростов-на-Дону – сначала работал в конструкторском бюро оборонного предприятия, а чуть позже стал преподавать в Ростовском высшем командно-инженерном училище, где готовили специалистов для ракетных войск стратегического назначения. В конце 80-х началось сотрудничество с Ростовским инженерно-строительным институтом. Сейчас это Академия строительства и архитектуры ДГТУ. Здесь работал на кафедре электротехники и автоматики. Именно как специалист в области энергозатрат и оказался полезен дорожникам.

Что вы смогли привнести в эту новую тогда для вас отрасль?

– Я всегда занимался математическим моделированием в больших объемах, что позволяет смотреть на любую задачу комплексно, просчитать на несколько ходов вперед то или иное решение. Кроме того, пригодились знания в области энергетических, тепловых воздействий, гидравлики и многого другого. Опыт работы в конструкторских бюро позволил оперативно оценивать возможность практического применения каждой новой разработки.

Одна из основных задач дорожников увеличение объемов строительства качественных дорог. Для этого необходимо соблюдать стандарты качества на каждом этапе, в том числе и на этапе хранения битума. Каков ваш вклад в решение этой задачи?

– Мы предполагаем, что при внедрении новейших технологий срок эксплуатации дорог увеличится на 15–20%. Конечно, факторов много:

какие минеральные материалы применяются, какова технология приготовления смеси, правильно ли укладывается асфальтобетонная смесь и т. д. Но вяжущее есть вяжущее, от него зависят качество смеси, сцепление всех компонентов, входящих в ее состав.

Вы упомянули новейшие технологии. Одна из них система внутреннего нагрева битума «Купол», созданная авторским коллективом компании «ЭБТ» под вашим руководством. В презентации проекта упомянуты три составляющие: сохранение качества битума, снижение энергозатрат и уменьшение воздействия на окружающую среду. Что из этого главное для дорожников и поставщиков битума?

– Конечно, в первую очередь все считают деньги, которые инвестируются в сохранение нормативных свойств битума. Уже не один десяток лет в России применяются добавки, которые улучшают качество вяжущего. Их покупают за границей, они достаточно дорогие, к тому же добавку необходимо ввести в массу битума таким образом, чтобы она равномерно распределилась в имеющемся объеме, чего достичь практически неосуществимо. Сейчас получается такая ситуация: дорожники в процессе хранения и подготовки вяжущего сначала ухудшают его на 8–10–15%, а потом вводят недешевые добавки и получают примерно исходное качество. Альтернатива – существенное улучшение технологий.

В хранилищах ямного типа технология удобна с точки зрения нагрева – основная масса хранится при температуре 50–60 градусов, и только тот битум, который забирается, нагревают до максимума. Но есть и существенный минус – воздействие внешней среды. В частности, попадает вода. Для приведения битума в необходимое состояние нужны значительные усилия для ее выпаривания.

В современных хранилищах применяются огромнейшие наземные емкости – до 10 000 тонн. Здесь все герметично, но до критических температур разогревается весь объем битума, причем иногда в таком состоянии его содержат до нескольких месяцев. Мы же предлагаем технологию, при которой до высокой температуры доводится только необходимый объем битума. Остальная его масса хранится при температуре до 60 градусов, что некритично для качества.

Что еще наука может предложить дорожникам в ближайшее время?

– По-настоящему прорывной технологией можно назвать еще одну нашу разработку – усовершенствованную установку для плавления фасованного битума «Фастплав 2.0». В отличие от аналогов и кустарных плавилен, за счет уникальной технологии наша установка позволяет в короткие сроки расплавить ровно такой объем вяжущего, который необходим для работы, причем без потери качества и при минимальных энергозатратах.

Да, Юрий Яковлевич, когда для решения земных задач российских дорожников применяют российские же космические подходы, результаты проявляются сразу. Ожидаем новых решений, о которых незамедлительно проинформируем наших читателей.

Вел беседу Николай Василенко

Фото предоставлено ООО «ЭБТ»