Битумный терминал - информационная статья от Битумные Технологии

Битумный терминал

10 мин. 1023 29.01.2023

Работа с битумом Хранение битума

Содержание

Битумные терминалы

Битумные терминалы – обязательный атрибут развития дорожной сети, обеспечивающий оптимизацию транспортной логистики битума от производителя (нефтеперерабатывающий завод) к потребителю (заводы по выпуску битумосодержащей продукции: асфальтобетонные смеси, битумные мастики, кровельные материалы, битумные эмульсии, кабельная продукция и проч.).

1.jpg

Дополнительные складские мощности битумных терминалов позволяют стабилизировать спрос на битум в периоды его роста (дорожно-строительный сезон) и снижения (межсезонье). Терминалы такого типа, накапливающие битумы в межсезонье и обеспечивающие отгрузку в дорожно-строительный сезон можно назвать буферными терминалами. Работа других битумных терминалов обеспечивает перегрузку (перевалку) битума с одного вида транспорта на другой. Наиболее часто перевалку битума осуществляют с железнодорожного транспорта на автомобильный, а также с автомобильного и железнодорожного на морской или (реже) на речной. В конце цепочки перевалки находятся распределительные терминалы, обеспечивающие перевалку битума с морского транспорта на автомобильный (чаще всего).

В функциональные возможности отдельных битумных терминалов помимо хранения входит приготовление особых марок битумов (PG, полимерно-битумные вяжущие и проч.). Наиболее известными в России из таких терминалов являются Сальский битумный терминал (Газпромнефть-Битумные материалы), Лабинский битумный терминал (Югнефтепродукт).

В отдельную группу следует выделить так называемые мобильные битумные терминалы, на которых длительное хранение битума осуществляется в холодном виде в специализированных упаковках (биг бэг, кловертейнер, рубитейнер, polycube и др.), после чего в установках для плавления битума – битумоплавильнях осуществляется разогрев битума, и далее после краткосрочного (оперативного) хранения в расходных емкостях битум отгружается на автотранспорт для доставки потребителю. «Мобильность» такого битумного терминала объясняется отсутствием капитальных технологических сооружений – битумохранилищ.

мобильный терминал.jpg

В состав битумного терминала могут входить следующие ключевые технологические узлы:

- резервуарный парк хранения битума (для битумных терминалов буферного типа и терминалов перевалки битума) или площадки хранения фасованного битума (для мобильных битумных терминалов);

- площадки или узлы приема битума из автомобильного, железнодорожного или морского транспорта;

- цех или станция нагрева теплоносителя (термального масла, пара);

- посты налива битума в автомобильный, железнодорожный или морской транспорт;

- цех интенсивного нагрева битума (для терминалов, работающих по старой технологии) или узел интенсивного нагрева битума (для терминалов с системами проточного нагрева);

- цехи приготовления битумосодержащей продукции (цех ПБВ, цех битумной эмульсии);

- цех фасовки битума.

Также элементами генерального плана битумного терминала являются внутренние проезды, административные и бытовые здания, мастерские, лаборатория, контрольно-пропускной пункт, очистные и противопожарные сооружения и др.

Терминал АО МОДЦ.png

Ключевым фактором, определяющим состав технологического оборудования и генеральный план битумного терминала, помимо производительности отгрузки-приемки битума, является выбранная технология операций хранения и нагрева. Поэтому для терминалов любых типов, производительности и любого объема единовременного хранения продукта крайне важным является этап технологического проектирования, а также разработки базового технологического проекта битумного терминала.

Технология производства работ, длительность хранения и производительность приемки-отгрузки битумов определяют эксплуатационные затраты на хранение или перевалку.

Сегодня подготовка битума на битумном терминале буферного типа возможна по одной из трех схем:

- с использованием догревочных емкостей (емкостей интенсивного нагрева);

- с использованием проточных нагревателей (с внешней или внутренней установкой);

- с использованием систем внутреннего нагрева битумов Купол.

Купол.jpg

Наиболее современным и экономичным подходом является использование внутренних устройств, поскольку в сравнении с технологией догрева в емкостях интенсивного нагрева исключает дополнительное емкостное оборудование и связанную с ним инфраструктуру (фундаменты и обвалование, запорную арматуру и трубопроводы, насосное оборудование и элементы автоматизации), упрощает технологическую последовательность операций и снижает вероятность отказов и переливов, существенно сокращает деградацию битума в результате перегрева и окисления; в сравнении с технологией проточного нагрева технология внутреннего нагрева Купол обеспечивает снижение эксплуатационных затрат за счет сокращения площади и градиента температур по отношению к окружающей среде, а также обеспечивает сохранение качества вяжущего за счет щадящего режима хранения основной массы, кроме того, не требуется станций нагрева теплоносителя высокой мощности. Наиболее известными терминалами, использующими технологию внутреннего нагрева являются Лабинский битумный терминал (Югнефтепродукт), Орский битумный терминал (ОрскНефтеХим). Детально о технологиях хранения и нагрева битумов на битумных терминалах буферного типа читайте здесь.

Для битумных терминалов, обеспечивающих перевалку с железнодорожного на автомобильный транспорт, используют три технологические схемы:

- с использованием буферных емкостей;

- с использованием расходной емкости с системой внутреннего нагрева битумов Купол;

- без использования промежуточных емкостей.

Нагрев битумов в прибывающих железнодорожных цистернах возможен с использованием пара и с помощью погружных устройств и парового обогрева. В первом случае для сокращения времени прогрева, самотечную выдачу вяжущего осуществляют в сливные емкости, расположенные у или под железнодорожным тупиком.

Работа битумного терминала по перевалке с использованием буферных емкостей осуществляется последовательным использованием емкостей, обеспечивающих как правило подготовку суточной нормы перед отгрузкой. Для этого на терминале достаточно емкостей общим объемом, превышающим суточный объем приемки-отгрузки битума. Возможна работа как с использованием погружных устройств разогрева битума, так и самотечной выдачи при прогреве паром. В последнем случае производительность слива существенно ниже.

При использовании одной расходной емкости с системой внутреннего нагрева битумов Купол применяются высокопроизводительные погружные устройства разогрева и слива, перевалка битума может осуществляться в непрерывном режиме: в основной объем резервуара осуществляется подача битума из железнодорожного состава с температурой не ниже 100 ℃, а догрев до рабочих температур отгрузки с требуемой производительностью осуществляется во внутреннем устройстве Купол.

Перевалка битума с железнодорожного транспорта на автомобильный без использования промежуточных емкостей возможна только при использовании погружных устройств разогрева и слива битума из железнодорожных цистерн. Однако при его реализации увеличиваются энергетические затраты на разогрев и растет продолжительность простоя подвижного состава (как железнодорожного, так и автомобильного).

При перевалке битумов с железнодорожного и автомобильного транспорта на морской или речной, нагрев битума, подготовленного к отгрузке (от 3 000 т до 12 000 т и более) осуществляется во всем объеме вертикальных резервуаров для битума.

В зависимости от производительности выдачи распределительные терминалы, осуществляющие перевалку с морского / речного транспорта на автомобильный реализуют технологию снижения температуры хранения единовременного запаса до щадящих температур и одну из технологий доведения сменной потребности до температур отгрузки:

- с использованием догревочных емкостей (емкостей интенсивного нагрева);

- с использованием проточных нагревателей (с внешней или внутренней установкой);

- с использованием систем внутреннего нагрева битумов Купол.

Подробнее о мобильных битумных терминалах читайте здесь.