Энергоэффективные
Битумные
Технологии
г. Москва, ул. Мытищинская 3-я, д.16, стр.5, помещение 11
Меню
Заказать звонок
Поиск по сайту

Проблемы и перспективы энергетических обследований битумных цехов и баз

P71210-085525-768x569.jpgЭнергоаудит производственных предприятий, выпускающих горячие асфальтобетонный смеси – мероприятие, оставившее только недоумение в голове руководителей немногочисленных государственных предприятий дорожной отрасли. Волна обследований, прокатившаяся по асфальтобетонным заводам, дорожно-ремонтно-строительным управлениям и дорожно-эксплуатационным предприятиям с государственным участием после принятия федерального закона № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…», во многом ни к чему не привела [1]. Отчасти это связано с тем, что подобные мероприятия требуют комплексного подхода и не имеют эффекта при полумерах, отчасти по причине законодательных ограничений и других затруднений при управлении государственными активами. Но и частные владельцы АБЗ не спешат привлекать сторонних специалистов для решения проблем энергосбережения в цехах и на предприятиях подготовки (хранения и нагрева) дорожного битума.

На это есть ряд причин. Во-первых, отсутствует четкое понимание того, сколько энергии должно тратиться на нагрев битума. Многообразие технологий, энергоносителей и технологического оборудования, отсутствие методической и информационной поддержки со стороны научного сообщества не позволяют владельцам предприятий определить свой уровень энергопотребления. В статье [2] отмечается, что в качестве критерия необходимости проведения энергоаудита можно рассматривать долю энергозатрат предприятия. В случае, когда доля энергозатрат в суммарных затратах предприятия (электроэнергия, тепловая энергия, топливо, вода) составляет:

5-10% то энергоаудит можно пока не проводить;

11-15% то энергоаудит проводить необходимо;

16-20% то энергоаудит следует проводить срочно.

В отношении цехов хранения и нагрева дорожных битумов можно применить следующий подход: как только затраты на подготовку битума превышают теоретические затраты на нагрев одной тонны битума [3] на 15-20% эффект от проведения мероприятий в рамках программы энергосбережения по результатам энергетического обследования становится ощутимым.

Второй причиной медленного развития рынка услуг энергоаудиторов является мощное лобби рабочего коллектива предприятия, нежелание и неспособность исполнительных директоров и главных инженеров обосновать необходимость данных работ. Как правило, проектирование битумных цехов, подбор технологического оборудования, модернизация и другие мероприятия по обеспечению работоспособности во многом лежат на группе инженеров коллектива, и признавать высокую энергоемкость производственного процесса, для многих означает признаваться в собственной недальновидности и некомпетентности. Владельцы предприятий также «не горят желанием» платить сторонним организациям, когда в «их коллективе работают специалисты, способные и самостоятельно решить существующие проблемы». Платить за «советы» (так воспринимаются рекомендации программы энергосбережения) многие производственники попросту не готовы.

Собственно, вопрос ценообразования на услуги в рамках энергетических обследований, не решен на сегодняшний день. И это является третьей причиной проблем энергосбережения в дорожной отрасли. Обоснование заказчику оценки стоимости энергоаудита большая проблема рынка энергетических обследований России в целом. В статье [4] предложены три варианта назначения стоимости энергоаудита.

1 вариант. Исходя из годовых затрат предприятий на энергоресурсы. При таком подходе стоимость энергоаудита для малых и средних по численности и количеству потребляемых энергоресурсов предприятий может составлять от 3-4% до 15% от годовых затрат предприятий на энергоресурсы, для гигантов индустрии – 1-2%.

2 вариант. Оценка затрат по трудозатратам и человеко-дням, которые напрямую зависят от квалификационного состава работников-аудиторов.

3 вариант. Исходя из возможного процента экономии энергоресурсов. В этом случае стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного годового ожидаемого экономического эффекта.

Проблема использования подхода № 1 и 3 заключается в том, что на большинстве дорожно-строительных предприятий не ведется учет потребления ресурсов по отдельным цехам производства. Например, отсутствуют отдельные счетчики электрической энергии на асфальтосмесительную установку и оборудование нагрева и поддержания температуры битума в резервуарах хранения; счетчики природного газа сушильного барабана и нагревателя термального масла, работающего на обогрев цеха подготовки битума и т.п. В результате участникам договорных отношений (заказчик и аудитор) затруднительно выделить отдельные статьи расходов предприятий и, соответственно обосновать стоимость энергетического обследования.

Подход № 2 носит субъективный характер, определяющий стоимость исходя из квалификации аудиторов и является сложно понимаемым для заказчика.

Пожалуй, наиболее предпочтительным для заказчика из трех, является вариант расчета стоимости работ исходя из итогового экономического эффекта, при этом он содержит серьезную опасность недополучения заслуженного вознаграждения исполнителем ввиду сложности учета получаемого эффекта и / или недобросовестности заказчика обследования.

Битумное хозяйство дорожно-строительных предприятий представляет собой комплекс инженерных устройств, объединенных одной технологией и должно рассматриваться как единая технологическая линия. Отсутствие комплексного подхода при поэтапном формировании битумного хозяйства одна из основных проблем высокой энергоемкости производства.

В состав цехов обработки битумов и предприятий хранения и перевалки входят: склады (резервуары) длительного и оперативного (кратковременного) хранения, тепловыделяющее оборудование (нагреватели жидкого теплоносителя, электронагреватели и системы открытого огня), линии связи (масло-, паро- и битумопроводы), а также насосное оборудование (рис.1).

Рис. 1. Структурная схема битумного хозяйства АБЗ

Каждый элемент энергоемкой системы и взаимосвязи имеют резервы сокращения затрат производства. На рисунке 2 представлены основные причины нерационального использования энергетических ресурсов битумных цехов и баз.

Рис. 2. Причины нерационального использования энергоресурсов в цехах подготовки дорожного битума

Наиболее распространенными причинами энергоемкости производства являются недостаточная тепловая защита оборудования и линий связи, использование оборудования с низким коэффициентом полезного действия и плохой управляемостью, нарушения (ошибки выбора параметров) при проектировании и строительстве, вызывающие снижение КПД системы, неверный выбор энергоносителя и др.

Основные цели энергетического обследования – назначение мероприятий по повышению энергетической эффективности (повышение коэффициента использования энергии) и снижению затрат (доли энергоресурсов в денежном выражении на единицу выпускаемой продукции).

Программа обследования включает:
1. Сбор первичной информации. Как правило, этап проводится удаленно от производства посредством анализа предварительной информации о перечне технологического оборудования, технологии подготовки битума на предприятии, запасах хранения, видах энергоносителей и другой информации, предоставляемой заказчиком в виде схем, краткого описания и в других форматах. Общие сведения о технологии и укрупненных затратах на подготовку дают аудитору представление о потенциальной возможности энергосбережения на предприятии.

2. Обследование. Комплекс мероприятий, выполняемый непосредственно на производственном предприятии, включающий инструментальную оценку (определение геометрических размеров и параметров системы, измерение температурных полей и т.п.) и детальное ознакомление с технологией производства и применяемым оборудованием. Как правило, этап включает от одного до трех выездов специалистов на производство. На этапе обследования определяются источники экономии ресурсов. Обычно, многие выводы в процессе контакта потенциального заказчика и аудитора озвучиваются на данном этапе в процессе анализа. Как неотъемлемая часть взаимодействия, данный фактор является в дальнейшем во многом причиной затруднения обоснования стоимости работ и заключения соглашения. Количественная оценка ресурса энергосбережения и технические детали, разрабатываемые на заключительном этапе работ, по сути, являются второстепенными для заказчика и вызывают непонимание: перечень работ по энергосбережению понятен, за что требуется заплатить?

3. Количественная оценка уровня энергопотребления предприятия и разработка программы снижения затрат.Этап проводится в камеральных условиях. По результатам обследования составляется баланс энергопотребления, отмечаются источники снижения энергоемкости, выявленные на предыдущем этапе и дается количественная оценка реализации программы энергосбережения. По результатам заключительного этапа формируется отчет и программа экономии ресурсов.

С позиции аудитора наиболее предпочтительным этапом заключения сделки является второй этап, когда созданы условия для понимания конечного результата и риск репутационных потерь ввиду завышенной стоимости сведен к нулю, однако, из опыта хозяйственной деятельности, данный этап является переломным ввиду получения заказчиком 80% результатов энергоаудита, что формирует у заказчика искаженное восприятие действительной стоимости проделанной работы. Заключение сделки на первом этапе работ, несет риски недополучения прибыли для аудитора и репутационные потери в случае завышения стоимости.

К мероприятиям программ энергосбережения относятся рекомендации по:

— тепловой защите оборудования;

— замене технологического оборудования (нагревательных элементов, насосов и др.);

— сокращению / изменению / отключению элементов линий связи;

— изменению технологии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

— В отрасли назрела необходимость разработки методики и расширения практики энергетических обследований энергоемких участков предприятий по выпуску горячих асфальтобетонных смесей – битумных цехов;

— Требует дальнейшей проработки и совершенствования практика назначения стоимости работ по снижению энергоемкости производства;

— Крайне актуальным является определение норм энергопотребления при термической обработке дорожных битумов и ранжирование технологий и оборудования по уровням потребления энергии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Тихоненко Ю.Ф. Энергоаудит. Поправки в закон «Об энергосбережении…» // Энергосовет. – 2014. – № 1(32) – С. 19-22.
  2. Методика проведения энергоаудита // СРО НКП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «Импульс»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сро-энергоаудит.рф/metodika-energoaudita/, свободный – Загл. с экрана.
  3. Саенко С.С. Вопросы энергосбережения / С.С. Саенко, Ю.Я. Никулин // Мир дорог. – 2017. – № 98. – С. 55-58.
  4. Вакулко А.Г. Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований / А.Г. Вакулко, А.А. Злобин, Г.А. Романов // Энергосбережение. – 2003. – № 3 – С. 67-70.