По условиям поставки битума на АБЗ России в большинстве случаев необходимы хранилища. Тезис о том, что от практики использования битумных хранилищ ямного типа необходимо отказываться никем не оспаривается и на обосновании такого мнения нет нужды останавливаться [1,2]. Однако переход к хранению запаса битума на АБЗ с использованием стальных закрытых емкостей, например, резервуаров рулонной поставки, не может быть осуществлен в короткое время и по крайней мере еще 5—6 лет, а то и более на многих АБЗ будут использоваться еще ямные хранилища с приямками. Поэтому при рассмотрении означенной технической проблемы приходится остановиться и на ямных хранилищах, и на стальных резервуарах.
На практике встречаются четыре метода обогрева стальных резервуаров, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
1. На днище резервуара вместимостью от 400 до 3000 т размещают большое количество греющих труб в виде змеевиков (для обогрева горячим жидким теплоносителем) или регистров (для обогрева водяным паром), достаточное для того, чтобы весь битум в хранилище держать при температуре перекачки (100—110°С). Во избежание больших потерь тепла в этом случае резервуар теплоизолируют, и теплоизоляцию закрывают кожухом. Стоимость теплоизоляционных работ практически удваивает стоимость резервуара
Это капиталоемкое решение имеет несколько преимуществ: а) всегда можно забрать столько готового к употреблению битума, сколько потребуется, б) битум разных партий и поставщиков при хранении в жидкотекучем виде усредняется и его свойства при заборе изменяются незначительно, в) битум можно откачивать из резервуара непосредственно насосом. Однако существенным недостатком является то, что довольно длительное время от начала строительного сезона до исчерпания запаса битум находится в горячем состоянии, что может снизить его качество.
2. На днище резервуара размещают небольшое количество греющих труб, чтобы поддерживать весь битум в вязкопластичном состоянии (30—35°С), но вблизи выходного отверстия со сливным патрубком устанавливается локальный подогреватель весьма насыщенный греющими трубами для того, чтобы разогревать только отбираемый битум до температуры откачки. В этом случае битум в емкости медленно оседает в соответствии с возможностями его разогрева в локальном подогревателе и отбора. Температура и, соответственно, тепловые потери невелики и резервуар не теплоизолируют.
Недостаток этого технического решения — возможность отбора битума не более заложенной тепловой мощности локального подогревателя при его разработке, а также недопустимость его отбора непосредственно битумным насосом. Если отбор превысит подтекание битума к локальному разогревателю и его возможности догрева, то в зоне отбора может создастся разрежение. Цилиндрические обечайки хорошо выдерживают внутреннее давление, но при даже небольшом наружном давлении теряют устойчивость и сминаются. Такие случаи были. Поэтому битум должен сливаться из резервуара самотеком и нужна небольшая дополнительная емкость с греющими элементами, откуда битум уже будет забираться насосом. Это усложняет схему. Однако при температуре 30—35°С хранящийся в резервуаре битум лучше сохраняет свои свойства. Скорость слива можно регулировать или задвижкой на сливном патрубке, или подачей теплоносителя в локальный подогреватель.
3.Модификация первого способа, когда битум в резервуаре держат при температуре слива (70—80°С, при этом опасность его деградации уменьшается), а догревают до температуры перекачки — в отдельной промежуточной емкости, весьма насыщенной греющими трубами, куда битум стекает из резервуара через регулирующую задвижку, а откачивается насосом. Здесь возможности отбора битума также ограничены тепловой мощностью поверхностей нагрева в промежуточной емкости, которая задается при ее разработке.
4. Модификация второго способа, когда в локальном подогревателе битум догревается только до температуры слива, а уже до температуры перекачки его подогревают в промежуточной емкости. Кажущаяся нерациональность этого способа — фактически трехстадийный нагрев. Однако при разработке системы подогрева такого хранилища и при эксплуатации весьма непросто определить рациональную поверхность греющих труб локального подогревателя и его конструкцию, а также режим подачи и температуру греющего масла, чтобы при температуре отбора 110°С, битум в самом резервуаре не прогревался выше 35°С, иначе существенно возрастут потери тепла в окружающую среду, что зачастую и бывает.
Практика обогрева ямных хранилищ редко бывает успешной. Уже писалось о нерациональной конструкции греющих регистров в таких хранилищах и причинах их разрушения при эксплуатации [2]. Иногда хранилища вообще не оборудуют греющими элементами, надеясь на то, что за счет тепла, передающегося теплопроводностью от горячего битума в приямке, битум в яме хранилища будет прогреваться до пластичного состояния и он будет подтекать в приямок. В этом случае окна — проемы делают весьма большой площади или вообще приямок не отгораживают стенкой от хранилища. Однако разработчики документации и строители забывают предусмотреть необходимый уклон днища основной ямы (не менее 10°) и в яме всегда остается значительное количество битума, которое невозможно взять. Кроме того, количество подтекающего в приямок битума зависит в этом случае от погоды, от температуры воздуха. В жаркое лето подтекание битума в приямок может быть приемлемым, но весной и поздней осенью может оказаться совершенно недостаточным.
Чтобы быть уверенным в возможности использовать весь накопленный битум, нужно или делать яму с большим уклоном днища в сторону приямка, или при небольшом уклоне (все же не менее 3°), размещать в яме греющие трубы. Последнее также необходимо, чтобы не зависеть от погоды.
В приямке обычно размещают греющие трубы или электронагреватели достаточно большой мощности. Например, для возможности отбора в сутки 20 т битума с учетом потерь тепла через ограждающие поверхности и с зеркала контакта с воздухом, расхода тепла на испарение воды (при температуре более 100’С битум начинает пениться), необходимая мощность нагрева приямка составляет 120 кВт. Если нужна производительность 40 т в сутки, то необходимая мощность составит 200 кВт. Отбирают битум в циклическом режиме: греют круглосуточно, а откачивают в начале смены.
Глубина приямка обычно составляет 6, а иногда и 8 м. Как откачать разогретый битум с такой глубины? Когда насос устанавливают на площадке над приямком, то реально максимальная глубина откачки чуть более 5 м. А остальной битум? На практике чаще битумный насос опускают на битум или даже погружают в битум.
В первом случае насос устанавливают на горизонтальной раме, которая подвешивается на лебедке. Высота всасывания при этом небольшая. Напорная сторона — шарнирно сочлененный битумопровод(рис. 1).
Иногда шарниры имеют элементы сочленения типа «шар-конус» (а), но чаще встречаются плоские, достаточно хорошо обработанные. Небольшие протечки не опасны, поскольку вся конструкция находится над поверхностью битума.
Такое техническое решение достаточно эффективно, но приводной электродвигатель находится в очень неблагоприятной среде — над поверхностью горячего битума, который к тому же «кипит» и набрызгивается на всю конструкцию и на электродвигатель. Поскольку подтекание происходит непрерывно, а отбор-периодически, то уровень битума в приямке изменяется и по недосмотру насос с приводом иногда погружается в битум. Чтобы этого не происходило, должно быть обеспечено внимательное обслуживание.
Во втором случае насос крепят на неподвижно установленной вертикальной раме внизу приямка (рис. 2), электродвигатель с редуктором располагают на этой же раме наверху, а вращение передается карданным валом.
В этом случае нет необходимости в шарнирном битумолроводе Единственная опасность — включение насоса при непрогретом битуме в приямке. Чаще всего при этом не выдерживает кардан. Поэтому необходимо контролировать температуру битума в приямке с размещением датчика непосредственно в зоне заборного патрубка насоса, а лучше установить измеритель температуры с выходным сигналом, который бы не позволяй включить двигатель при температуре менее 100“С.
Конечно, длительное (месяцы) хранение запаса битума на АБЗ нежелательно, однако применение для этого стальных закрытых емкостей — меньшее зло, чем использование хранилищ ямного типа.
Список литературы: