Весьма актуальным является вопрос нормирования затрат на подготовку (нагрев) дорожного битума в процессе его технологической обработки на производственных предприятиях (АБЗ, битумные терминалы и др.). Действительно, очень часто производственники задаются вопросом, много ли они тратят в процессе термической обработки битумов?
Затраты энергии на подготовку битумов варьируются в широких пределах ввиду большого числа переменных: вид энергоносителя, вид и толщина тепловой изоляции, КПД технологического оборудования, фактическая производительность цеха, технологический режим нагрева, наличие операций обезвоживания, состояния окружающей среды и др [1-4]. На сегодняшний день в России существуют два подхода: «работа с колес» – с небольшим (операционным) запасом хранения (до нескольких суток) и с накоплением значительных запасов битума в хранилищах ямного типа, наземных резервуарах и в штабелях фасованным в тару (кловертейнеры, биг бэги, бочки и т.п.) [5-7]. В качестве первичного энергоносителя доступны газ, жидкое топливо и электрическая энергия, зачастую встречаются комбинированные системы.
Отсутствие «ориентиров» для дорожников в рассматриваемом вопросе ограничивает развитие прогресса и появление новых энергосберегающих технологий, сохраняет высокую долю кустарных устройств и нагревательных элементов и не дает развиваться рынку услуг энергетических обследований, сохраняя высокую долю энергозатрат в конечной стоимости продукции (товарном битуме, полимерно-битумных вяжущих, асфальтобетонных смесях и др.).
Нормирование затрат (маркировка энергоэффективности) является важным этапом развития системы энергосбережения. В Федеральном законе от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» устанавливаются требования по энергоэффективности отдельного энергопотребляющего оборудования, изделий и материалов, а также зданий, строений и сооружений. При этом битумное хозяйство представляет собой целый комплекс оборудования объединенного единой технологией (технологические линии), в том числе энергопотребляющее оборудование, генераторы тепла и даже сооружения. По мнению А.Л. Наумова [8] наиболее сложной из поставленных в Федеральном законе № 261-ФЗ об энергосбережении задач представляется маркировка энергоэффективности зданий, строений и сооружений.
Согласно [8], маркировка энергоэффективности оборудования – это способ классификации и идентификации однотипных изделий по характеристикам энергопотребления с присвоением соответствующего маркировочного знака.
Большой задел в этом направлении уже имеется в области жилищно-коммунального хозяйства. Нормирование затрат в ЖКХ Табунщиков Ю.А. [9] относит к «выученным урокам». Среди проблем, отмечаемых им, после проблемы государственной финансовой поддержки работ по энергосбережению, на втором месте стоит отсутствие экономической привлекательности для инвесторов по внедрению современных энергоэффективных технологий. В сфере подготовки (нагрева) битумов на предприятиях дорожной отрасли, в связи со значительной их частью принадлежащей частному бизнесу, таких затруднений быть не должно.
По мнению Немчинова М.В. и др. [10] потенциал экономии энергии в дорожном хозяйстве по различным сценариям составляет от 20 до 33 %, по отдельным видам энергоносителей: до 47-58 % (мазут и газ), до 29-39 % (дизельное топливо), до 22-33 % (бензин).
Маркировка энергоэффективности является основным и наиболее действенным инструментом энергосбережения и экологического оздоровления окружающей среды, движущей силой снижения энергоемкости валового национального продукта [8].
В мировой практике сложились две основные системы маркировки энергоэффективности [8]: «Energy Guide» (США, Канада, Мексика) как почетная марка, присваиваемая 25% однотипных изделий с наименьшим энергопотреблением на основе сравнительного анализа; и маркировка на семь классов от А до G (страны ЕС и Россия).
В отношении технологических линий подготовки (нагрева) битумов видятся два подхода (рис. 1): разделение по классам энергоэффективности на основе фактических затрат на нагрев единицы объема (массы) битума или по результатам расчета индекса энергоэффективности (EEI) [11], полученного через отношение фактических затрат к нормативным. В данной статье рассматривается первый подход. Разделение битумных цехов по классам на основе индекса EEI будет рассмотрено в следующей статье.
Рис. 1. Возможные схемы назначения классов энергоэффективности
Разделение по классам энергетической эффективности следует вести отдельно для технологий «работы с колес» и технологий, использующих битумохранилища и склады битума (фасованный битум). Количество энергии, соответствующей минимальным затратам (класс А) соответствует условиям, при которых соблюдены технические требования к процессу (время нагрева, потери не более нормируемых и т.д.).
В целом, затраты на подготовку битумов на АБЗ и битумных терминалах в зависимости от технологии включает затраты на плавление Qпл (при технологиях длительного хранения) и нагрев Qнагр, на компенсацию потерь при плавлении, нагреве, хранении и транспортировании Qпот, а также затраты энергии на транспортирование Wтрансп, и могут быть описаны следующими уравнениями:
- при работе с колес
QА = Qminпот + Wminтрансп = S1т ⋅ qнормм2 ⋅ tнорм + lср ⋅ qнорм1пог.м ⋅ tтрансп + Wср ⋅ tтрансп (1)
- использовании хранилищ
QА = Qпл + Qнагр +Qminпот + Wminтрансп = (μ + (140 - Тр) ⋅ с) + S1т ⋅ qнормм2 ⋅ tнорм + lср ⋅ qнорм1пог.м ⋅ tтрансп + Wср ⋅ tтрансп (2)
где S1т – средняя площадь поверхности оборудования (резервуаров), приходящаяся на единицу массы битума (на одну тонну), м²/т;
qнормм2 – нормы плотности теплового потока с поверхности оборудования, Вт/(м²·час);
tнорм – норма времени на выполнение технологической операции, час;
lср – средняя протяженность линий связи (битумопроводов) для обеспечения транспортирования битума внутри предприятия, пог.м;
qнорм1пог.м – нормы плотности теплового потока с поверхности трубопроводов, Вт/(м·час);
tтрансп – время транспортирования единицы массы битума, час/т;
Wср – средняя номинальная мощность насоса, Вт/час;
μ – скрытая теплота плавления битума, Вт/т;
Тр – температура размягчения битума, °С;
140 – рабочая температура битума (для БНД 60/90) по СП 78.13330.2012, °С;
с – теплоемкость битума, Вт/(т·°С).
Для хранения и первичного нагрева битумов используют резервуары горизонтальные и вертикальные, поддержание рабочей температуры – в горизонтальных резервуарах. На рис. 2 представлены данные по площади теплоотдающей поверхности, приходящейся на единицу массы хранимого продукта (S1т). В среднем для битума в резервуарах вертикальных площадь поверхности, приходящейся на тонну битума – 0,48 м²/тонну, для горизонтальных – 1,73 м²/тонну.
Нормы плотности теплового потока с поверхности оборудования (qнормм2) и трубопроводов (qнорм1пог.м) в соответствии с СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» представлены в табл. 1. Средние значения плотности теплового потока с поверхности резервуара в диапазоне температур 20-100 °С – 28 Вт/м², с горизонтальных резервуаров в диапазоне 100-150 °С – 48 Вт/м², при хранении с рабочей температурой – 54 Вт/м², с трубопроводов при температурах транспортирования (150 °С) – 46 Вт/м.
Таблица 1. Нормы плотности теплового потока оборудования и трубопроводов с положительными температурами при расположении на открытом воздухе и числе часов работы более 5000 (выдержка СП 61.13330.2012)
Условный проход трубопровода, мм |
Плотность теплового потока, Вт/м, при температуре теплоносителя, °С |
|||
20 |
50 |
100 |
150 |
|
80 |
8 |
17 |
31 |
46 |
100 |
9 |
19 |
34 |
50 |
|
Плотность теплового потока, Вт/м² |
|||
более 1400 и плоские поверхности |
15 |
27 |
41 |
54 |
Нормативное время термической обработки битумов (tнорм) согласно СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги – не более 5 часов хранение при рабочей температуре и до 12 часов при температурах не выше 80 °С для битумов БНД 60/90.
Средние расстояния внутризаводского транспортирования (lср) определялись исходя из требований СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов». Для предприятий, работающих с хранилищами большого объема, среднее расстояние транспортирования битумов составляет – 46 м, при работе с колес длина трубопроводов составляет около 25 м.
Рис. 2. Расчетные значения площади поверхности резервуара, приходящейся на 1 тонну хранимого битума в вертикальных (РВС) и горизонтальных (РГС) стальных резервуарах
С учетом средней производительности битумного насоса (см.табл. 2) и однократного перемещения битума на среднее расстояние, затраты энергии на транспортирование составляют:
для технологических линий с хранилищами большого объема
Wminтрансп = lср ⋅ qнорм1пог.м ⋅ tтрансп + Wср ⋅ tтрансп = 46 ⋅ 46 ⋅ 0,03 + 11 000 ⋅ 0,03 = 393,48 Вт/т
для предприятий, работающих «с колес»
Wminтрансп = 25 ⋅ 46 ⋅ 0,03 + 11 000 ⋅ 0,03 = 364,5 Вт/т
Таблица 2. Основные технические характеристики наиболее распространенных насосных станций для транспортирования битумов
№ |
Наименование насосной станции |
Производительность л/мин |
Потребляемая мощность, кВт |
Время транспортирования 1 т битума, час |
1 |
ДС-125 |
500 |
7,5 |
0,03 |
11 |
0,03 |
|||
2 |
ДС-134 |
500 |
7,5 |
0,03 |
11 |
0,03 |
|||
250 |
7,5 |
0,06 |
||
11 |
0,06 |
|||
3 |
НМШГ 120-10 |
500 |
11 |
0,03 |
4 |
ДЗ-212 |
500 |
7,5 |
0,03 |
11 |
0,03 |
|||
5 |
ДС-215 |
500 |
11 |
0,03 |
800 |
0,02 |
Тогда нормативные затраты на подготовку битума, соответствующие классу энергоэффективности «А»:
для предприятий, работающих «с колес»
QА = 1,73 ⋅ 54 ⋅ 5 + 364,5 = 831,6 Вт/т
для технологических линий с хранилищами большого объема
QА = 1 ⋅ (35 000 + (140 - 50) ⋅ 0,5 ⋅ 103) + 0,48 ⋅ 28 ⋅ 12 + 1,73 ⋅ 48 ⋅
В таблице 3 представлены классы энергоэффективности ряда бытовых приборов (в том числе по индексу EEI). Анализ данных свидетельствует о значительном разбросе отношения наименьшего класса энергоэффективности G (Е) к классу А. Значения данного отношения колеблются от 1,45 до 3,96.
При разбиении на классы энергоэффективности технологических линий подготовки битума «с колес» и с использованием хранилищ отношение G(E)/A принимали равным 3 и 2 соответственно. В таблице 4 представлена разработанная классификация. Для производств, использующих в качестве первичных энергоносителей газ или жидкое топливо, требуется приведение затрат энергии к электрическому эквиваленту.
Таблица 3. Классы энергоэффективности некоторых приборов
Наименование |
Классы энергоэффективности |
G(Е)/A |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
||
Холодильники |
<55 |
<75 |
<95 |
<110 |
<125 |
<150 |
>150 |
2,72 |
Телевизоры |
<30 |
<42 |
<60 |
<80 |
<90 |
<100 |
>100 |
3,33 |
Стиральные машины с сушкой |
<0,68 |
<0,81 |
<0,93 |
<1,05 |
<1,17 |
<1,29 |
>1,29 |
1,89 |
Направленные лампы |
<40 |
<95 |
<120 |
<175 |
>175 |
- |
- |
4,38 |
Ненаправленные лампы |
<24 |
<60 |
<80 |
<95 |
>95 |
- |
- |
3,96 |
Сушилки вентилируемые |
<0,51 |
<0,59 |
<0,67 |
<0,75 |
<0,83 |
<0,91 |
>0,91 |
1,78 |
Посудомоечные машины |
<1,06 |
<1,25 |
<1,45 |
<1,65 |
<1,85 |
<2,05 |
>2,05 |
1,93 |
Кондиционеры |
>3,2 |
3,-3,2 |
2,8-3 |
2,6-2,8 |
2,4-2,6 |
2,2-2,4 |
<2,2 |
1,45 |
Таблица 4. Классы энергоэффективности технологических линий подготовки битума
Наименование |
Классы энергоэффективности |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
|
С использованием хранилищ большого объема, кВт/т |
<85 |
<102 |
<119 |
<136 |
<153 |
<170 |
>170 |
Работа «с колес», кВт/т |
<5 |
<7 |
<9 |
<11 |
<13 |
<15 |
>15 |
В качестве заключения необходимо отметить следующее:
1. Предложенное разделение технологических линий нагрева битумов на классы энергоэффективности должно быть откорректировано с учетом анализа достаточного количества результатов натурных измерений затрат энергии.
2. Классификация должна быть уточнена с учетом затрат энергии на обеспечение слива вяжущего (в том числе из автомобильного и железнодорожного транспорта) и других особенностей технологий подготовки.
3. Необходима разработка классификации для технологических линий подготовки (хранения и нагрева) битумов на основе расчета индекса EEI.
4. Следует также рассмотреть технологические линии подготовки битумов, фасованных в среднетоннажную тару типа кловертейнер.
5. Весьма интересным и перспективным является изучение и оценка влияния избыточной энергии (сверх минимально необходимой для доведения до требуемого физического состояния) на свойства органического вяжущего (битума и продуктов на его основе), известного своей склонностью к старению при воздействии внешних факторов.
1. Justas Braziunas, Henrikas Sivilevicius. Heat Transfer and Energy Loss in Bitumen Batching System of Asphalt Mixing Plant. The 9th International Conference «ENVIRONMENTAL ENGINEERING», 22-23 May 2014, Vilnius, Lithuania.
2. Anthony Simons, Henry Otoo. Minimization of Heat Transfer losses at the Shell Bitumen Plant, Takoradi, Ghana. International Journal of Scientific Research and Innovative Technology, Vol. 1 No. 5; December 2014.
3. Саенко С.С. Проблемы и перспективы энергетических обследований битумных цехов и баз / С.С. Саенко, Ю.Я. Никулин // Автомобильные дороги – февраль 2018 – № 2 (1035) – С.90-93.
4. Саенко, С.С. Анализ энергозатрат на подготовку битума асфальтобетонного завода невысокой производительности / С.С. Саенко // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2016. – № 3 (18). – С. 93-101. ISSN 2227-2917. DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-93-101
5. Порадек С.В. Пути совершенствования технологии применения битума на асфальтобетонных заводах / С.В. Порадек // Вестник Харьковского национального института. – 2008. – № 40. – С. 25-27. ISSN: 2219-5548.
6. Порадек С.В. Как взять битум из хранилища – 2 / С.В. Порадек // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2010. – № 1. – С. 38-39.
7. Баженов А.В. Плавление фасованного битума / А.В. Баженов, В.В. Сорокин // Автомобильные дороги. – январь 2014. – № 1 (986). – С. 64-69.
8. Наумов А.Л. Маркировка энергоэффективности инженерного оборудования как основной инструмент энергосбережения / А.Л. Наумов // Энергосбережение. – 2010. – № 3. – С. 4-8.
9. Табунщиков Ю.А. Выученные и невыученные уроки энергосбережения / Ю.А. Табунщиков // Энергосбережение. – 2009. – № 1. – С. 10-13.
10. Немчинов М.В. Энергосбережение в дорожном хозяйстве и программа его осуществления / М.В. Немчинов, В.И. Микрин, Г.И. Евгеньев // Энергосбережение. – 2001. – № 3. – С. 63-66.
11. Kornelis Blok, Evert Nieuwlaar. Introduction to Energy Analysis. Second edition, 2017 – 309 p. ISBN: 978-1-138-67114-0, 978-1-138-67115-0, 978-1-315-61721-3.